Форум » История и историки » Слово о Пирогощей Игоревой. » Ответить

Слово о Пирогощей Игоревой.

sakt: http://chernov-trezin.narod.ru/PIROGOSCH1.htm Андрей Чернов ЯВЛЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПИРОГОЩЕЙ самая загадочная икона Древней Руси Игорь едетъ по Боричеву взвозу ко Святой Богородице Пирогощей. Слово о полку Игореве "Можно ли установить, какую икону в XII в. звали Пирогощей?" Это неизвестно и в 21 веке. Можно установить в 21 веке , какую икону называли Пирогощей ?

Ответов - 8

sakt: Н. М. Карамзин (История государства Российского, т. II. СПб., 1816, стр. 497): „Сия чудотворная икона находится ныне 77 в Москве в Успенском соборе (сейчас — в Третьяковской галерее, — В. В.) и называется Владимирскою. Об ней сказано ... в Степенной: «принесен бысть к нему (Георгию) от Царяграда Пирогощею купцем богоматере образ, его же написа богогласный Лука евангелист». http://feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/ Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому Евангелисту Луке, который после Пятидесятницы написал их три: одна из них принадлежала к типу, который мы называем «Умиление», где изображается взаимное ласкание Богоматери и младенца. Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ Матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях Сына и в молчании переживающей их неизбежность. Другой образ относится к типу, именуемому «Одигитрия» — Путеводительница. И сама Божия Матерь, и Младенец обращены здесь прямо к зрителю. Это строгое и величественное изображение, где особенно подчеркнуто Божество Отрока Христа. Третья икона, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Данные о ней крайне запутаны. Вероятнее всего, икона эта походила на наши изображения Богоматери в Деисусе, то есть обращенной ко Христу с молитвой. http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/russian/qp/other/!qp/1025/

sakt: Можно ли установить, какую икону в XII в. звали Пирогощей? Киевская Пирогощая церковь была разрушена в середине тридцатых годов прошлого века. Под ее фундаментом археологи обнаружили лежащую в основании здания кладку первоначальной постройки. Видимо, строители не учли особенностей грунта Подола, и она простояла недолго. А тот храм, что был разобран в XX в., П. А. Раппопорт датирует второй половиной XII столетья[10]. Пирогощая – Успенская церковь. Однако в Ипатьевской летописи и в «Слове о полку Игореве» она тоже названа просто «церковью Богородицы». Вспомним, что первая церковь в Киеве, Десятинная, была также Богородичной. Вот и Староладожская церковь Успения (построена до 1160 г.) стала прозываться так лишь с начала XVII в. после шведского разорения Ладоги, когда близ нее учреждается женский Успенский монастырь. Но строился этот храм как приходской, и по писцовым книгам XVI в. северный конец Ладоги звался не Успенским, а Богородичным. Можно предположить, что и Пирогощая церковь на Подоле статус Успенской получает лишь после взятия и разорения Киева Батыем, ведь на Подоле в короткие строки должны быть захоронены защитники Киева (в противном случае территории Вышгорода превратилась бы в некрополь). Но такая гипотеза явно избыточна, ведь именно в память того, что Владимирская икона прибыла из Влахернской церкви Успения Андрей Боголюбский строит для нее Успенский собор. При этом сама икона относится к типу Умиления. Значит, и для иконы Пиргиотисса также должны были построить Успенскую церковь. А о том, какая именно это была икона, мы должны судить по каким-то другим признакам. Подсказка содержится в древнерусском сочинении «Пролог» (XII в.): «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества <..> восхотех, да не без праздника останется Святый Покров Твой, Преблагая...» Эти слова следуют после рассказа о видении Андрея Юродивого. Приведу в переводе: «Когда услышал об этом, подумал: как страшное и милосердное видение это и заступление Богородицы осталось без праздника? Надеясь же на милосердные Твои словеса, Владычице, когда Ты в молитве Сыну Своему прорекла: Царю Небесный, приими всякого человека, прославляющего Тебя, – на эти слова Твои надеясь, захотел, да не останется без праздника святой Покров Твой, Преблагая, но если Ты пожелаешь прославить честный праздник Твоего Покрова, то, Всемилостивая, укрась его, чтобы прославляющие Тебя возвеселились, видяще сияние многоразличных праздников Твоих...» Профессор Харьковского университета М. А. Остроумов полагал, что это рассуждение принадлежит Андрею Боголюбскому и что праздник Покрова был установлен не в Киеве, а во Владимире при Андрее Боголюбском (около 1165 г.) и «входил в целую серию его деяний по утверждению во Владимирской земле почитания Пресвятой Богородицы». Последнее утверждение, видимо, справедливо. Однако традиционное мнение о том, что установлен он в Киевской митрополии в начале XII в. может быть подтверждено доставкой в Киев «Пирогощей» и строительством для нее церкви на Подоле[11]. Праздник Покрова Богородицы (1 октября по старому стилю, 14 по новому) не входит в число двунадесятых. В греческих святцах он не упомянут, и потому считается, что греки Покрова не знали. Но поскольку икона, повествующая о чуде, которое наблюдали Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, должна была храниться в том самом месте, где это чудо произошло, праздник Покрова, очевидно, был местным праздником Влахернской церкви. Сохранились упоминания (начиная с XII в.) о некоем чинопоследовании, совершавшемся во Влахернском храме еженедельно во время всенощного бдения, в ночь с пятницы на субботу. Первые известия не раскрывают его существа – видимо, чинопоследование было общеизвестно; византийская принцесса Анна Комнина называет его «обычным чудом во Влахернах». Напомним, что Влахернская Богородица – походная императорская икона. И главный ее смысл прежде всего в защите воинства во время ратного похода. А икона Покрова – икона-оборонительница. И потому ее мистический статус еще выше. Церковное предание говорит о том, что Андрей Юродивый был не греком, а рабом –крещеным «скифом» (на Руси полагают даже, что «новгородцем»). То, что именно славянин Андрей увидел явление Богоматери во Влахернском храме, когда арабы осадили город, для русского средневекового сознания обладало особым символическим смыслом, а прибытие иконы Покрова на Русь должно было означать, что Богоматерь простирала свой мафорий и над Киевом. Так Киев становился если еще не преемником и наследником Царьграда, то в каком-то смысле его ровней. Собственно, с этого события и можно начинать историю духовного собирания русских земель. Да и прагматичные греки, когда передавали список с иконы Покрова потомкам тех самых варваров, от которых Богоматерь не раз защищала Царьград, надо думать, не могли не переживать мистического волнения. На Руси исключительность произошедшего потребовала учреждения праздника Покрова Богородицы. Однако для того чтобы учредить новый праздник, киевские архиереи должны были получить икону Покрова. Считается, что мы не знаем о том, как и когда она появилась в пределах Русского государства. Но есть совпадающее по времени с учреждением праздника прибытие на Русь Пирогощей иконы. Значит, скорее всего, икона Пирогощая – это и есть Покровская икона. Так пишет Андрей Чернов. НО, иконография Покрова Богородицы не относится к иконам , написанным Лукой, по преданию.Это НЕ УМИЛЕНИЕ и НЕ ОДИГИТРИЯ. Остаётся лишь приписать Богородицу Пирогощу к "третьей иконе, по-видимому, изображающей Богоматерь без Младенца. Данные о ней крайне запутаны", т.к. она числится за Лукой Евангелистом. Но , действия , отображённые в иконе Покрова , происходят в промежуток от 626 года до 910 года, по официальной легенде. Евангелист Лука умер в 1 веке , за 500-800 лет до спасения Константинополя от ризы Богородицы и не мог быть автором иконы Покрова, этому событию посвящённому.

sakt: http://feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/ (в повести о Владимирской иконе божьей матери — в Сборнике 1642 г., лл. 324—326 об., ГПБ, собр. ОЛДП, CIX (3119), — В. В.) говорится: «... и сей целбоносный образ владычицы Богородицы некогда ОТ ПАЛЕСТИН ПРИНЕСЁН бысть в царствующий град и И ТУ БЫСТЬ НЕКОЛИКО ВРЕМЯ и от царствующего Константина града, во едином корабли с Пирогорящею купцем в нашу Русскую землю во град Киев принесен бысть...». . Т.е. икона Пирогоща не из Константинополя происходит , а из Палестины или её окресностей , в Цареграде она пребывала транзитом "неколико время"(некоторое, малое время) и отплыла дальше.Пребыване в Константинополе иконы Пирогощей малое время в Степенной отмечается. Версия А.Чернова о том , что икона Пирогщая , есть икона Покрова Богородицы и связана с Влахернским храмом Константинополя и его башнями , как копия с греческой иконы, носившей название πυργιτης, πυργοτης, πυργοτισσα, происходящее от πυργος — башня, свалилась набок. Современный вариант "Сказания об иконе Богоматери Владимирской" Текст приводится по изданию: Книга Степенная царского родословия — ПСРЛ Т. XXI. СПб., 1908. С 424—440. несколько отличается от текста Степенной 1642 г., лл. 324—326 об., ГПБ, собр. ОЛДП, CIX (3119). Он такой: ......Сице и сий цельбоносный образъ Владычицы Богородицы некогда отъ Палестины въ Царствующемъ граде ПРЕБЫВАШЕ и отъ Царьствующаго града во единомъ корабли съ Пирогощею купьцемъ въ нашу Росийскую земьлю во градъ Киевъ принесенъ быстъ ............. http://www.sedmitza.ru/text/443493.html Про транзитное малое "неколико"пребывание не отмечается в "модернизированнной " Степенной.


sakt: .“. Д. Н. Альшиц (Что означает „Пирогощая“ русских летописей и „Сл. о п. Иг.“. В кн.: Исследования по отеч. источниковедению. М. — Л., 1964, стр. 480): „О принесении из Царьграда Вышеградской (Владимирской) иконы Богородицы там (в повести о Владимирской иконе божьей матери — в Сборнике 1642 г., лл. 324—326 об., ГПБ, собр. ОЛДП, CIX (3119), — В. В.) говорится: «... и сей целбоносный образ владычицы Богородицы некогда от Палестин принесен бысть в царствующий град и ту пребысть неколико время и от царствующего Константина града, во едином корабли с Пирогорящею купцем в нашу Русскую землю во град Киев принесен бысть...». ...Интересующее нас слово ... состоит из двух слов: греческого слова «пир» (πυρ) — «огонь» и русского слова «горящая», с соединительным звуком «о» посредине. «Пирогорящая», таким образом, означает «огнемгорящая». ...В более поздних источниках она (икона Богородицы, — В. В.) называется «неопалимая купина»... «Пирогорящая» — это начальное, еще не очищенное от греческой скорлупы название привезенной из Греции на Русь иконы. «... с Пирогорящею купцем» есть не что иное, как испорченное ... с Пирогорящею купиной“. 1."Палестинами"из которых доставили икону принимаемую Альшицем за "Неопалимую Купину" был Синай. 2.Название иконы из Синая не обязательно должно звучать по гречески. 3."Купец" мог исказиться не из "купины" , а из "купно"(вместе). Пирогощую везли купно-вместе с Владимирской. 4."Неопалимая Купина"не соответствует условию "икона написана Лукой"По легенде он не писал икон такого канона.Но, иконы из Синая происходящие не обязательно должны быть только канона "Неопалимая Купина".На Синае есть и иные эксклюзивные сюжеты.

sakt: Слог ПИРО , происходит из мисрского ПЕРОО-"per-oh". Так называли фараонов, мисрских царей.В коптском языке находят слова «пуро», "перро" или «фуро» в значении – князь, царь В иероглифах встречается знак «пра» или «фра», означающий солнце. Египтологи соотносят его с иероглифом «пер-о» Слово ПИР-ПЮР , имеет и значение "чистый, святой". Восточный вариант:(Pî r) — название разных святых в Индии, почитаемых безразлично как мусульманами, так и низшими кастами индусов, хотя происхождение их чисто мусульманское.pure-турец.чисто. Западный вариант:pure-англ.чисто.pure-франц.чисто.pure-голл.чисто.pure-исп.чисто.pure-порт.чисто.pure-каталан.чисто.

sakt: Вторая часть названия иконы-ГОЩА, может происходить от: 1.Гостя. http://feb-web.ru/feb/slovo/critics/l85/l85-001-.htm Одно из таких частных исследований — это вопрос о том, почему Игорь едет по возвращении из плена именно к Пирогощей и что такое эта «Пирогощая»? ... Из содержания этой концовки выпадает одна только фраза: «Игорь ѣдеть по Боричеву къ святѣи Богородици Пирогощей». Не совсем ясно, почему в Киеве Игорь едет не в его главные храмы, которыми следовало бы признать храм Богородицы Десятинной и храм Софии, а в храм Богородицы Пирогощей, начатый строиться в 1131 или 1132 г. и законченный в 1132 г., названный так по иконе Богородицы Пирогощей1, сравнительно не так давно перед этим привезенной из Константинополя в одном корабле с иконой Богородицы Владимирской. ... и русского «гощь» (от слова «гость» — купец; ср. геогр. Будогощь, Людогощь и пр.). «Пирогощь» в таком случае означало бы место объединения торговцев хлебом. Последняя гипотеза была высказана И. И. Малышевским в упомянутой выше статье «О церкви и иконе св. Богородицы под названием «Пирогоща»...». 2.Го́стии (хостии) — евхаристический хлеба в католицизме латинского обряда и англиканстве. Слово «гостия» происходит от латинского «hostia» (жертва). 3.От многочисленных семитских и несемитских корней слов , начинающихся на букву Г-ГИМЕЛЬ , "выражающих ВЫШИНУ и сродную с ней ГЛУБИНУ в прямом и переносном значении"О. Н. Штейнберг

sakt: Слог ПИР-ЧИСТОТА из Пирогощи , переводится на греческий , как Αἰκατερίνη (Aikaterine) . По русски ЕКАТЕРИНА. http://en.wikipedia.org/wiki/Katherine_(given_name)#Origin_and_meaning В Синайских Палестинах самый раритетный монастырь именуется по Св.ЕКАТЕРИНЕ Александрийской. ПИРОГОЩА-это икона с изображением Богородицы с св.Екатериной. Например. Вариант поздний , 1600 года и греческий. Синайские изводы могли быть другими и соответствовать версии А. Успенского "Третья икона, по-видимому, изображала Богоматерь без Младенца. Данные о ней крайне запутаны. Вероятнее всего, икона эта походила на наши изображения Богоматери в Деисусе, то есть обращенной ко Христу с молитвой".

sakt: СПИ начало вводиться в оборот в конце 18 века , во времена..... ЕКАТЕРИНЫ II Великой (1762—1796) имевшей внуков АЛЕКСАНДРА и КОНСТАНТИНА. Св.ЕКАТЕРИНА именовалась АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ и имела, по легенде, отца императора КОНСТАНТИНА или КОНСТА. Российская императ-рица Екатерина II передала в дар монастырю позолоченную сереб-ряную раку для мощей.Фото прилагается. http://www.klikovo.ru/db/book/msg/1132 "В XVIII в. прославление Е. как небесной покровительницы 2 царствующих императриц и дома Романовых способствовало расширению ее почитания и созданию изображений Е. на иконах, в храмовых декорациях, в шитье, в прикладном искусстве. Образы Е. создавались для новых храмов С.-Петербурга и для частных лиц". "Как дева с распущенными волосами и в короне Е. представлена на стихаре XVIII в. рус. работы (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); как юная царица с распущенными волосами и в венце, с большим крестом в левой руке - на иконе «Вмц. Екатерина» в шитом окладе (кон. XIX - нач. XX в., мастерская Новотихвинского мон-ря, ЕМИИ)"; "Со 2-й пол. XVIII в., несмотря на распространение изображений Е. как «ИМПЕРАТОРСКОЙ» святой, ее житийные иконы создавались лишь в провинциальных центрах; среди них заметное место занимают произведения, исполненные по частному заказу...." http://www.pravenc.ru/text/189599.html Составители СПИ вписали в текст сцену поклонения князя Игоря императрице Всероссийской ЕКАТЕРИНЕ ВТОРОЙ в иконном образе из самых благонамеренных и верноподданнических соображений. Реплика в сторону: По японски , Екатерина пишется Kasari (Japanese) . Во время т.н. "Пугачёвского бунта", Е2 подписывалась "помещица КАЗАНская.."



полная версия страницы