Форум » История и историки » Техника чтения » Ответить

Техника чтения

G E N A T S V A L I : Скидываем сюда все что встречаем в сети о чтении, и технике чтения. А так же свои наблюдения, проблемы, воросы.

Ответов - 45, стр: 1 2 All

G E N A T S V A L I : Александр Генис (Нью-Йорк) «Хвала переплету» 10.05.07 Майский номер ведущего американского ежемесячника «Атлантик мансли» посвятил пространную статью будущему книжного дела. «Уже очень скоро – предсказывает ее автор Майкл Хиршхорн, – им будет распоряжаться компания "Гугл" или их конкуренты. Сегодня кажется уже неизбежным успех того грандиозного проекта, что обещает "оцифровать" всю мировую литературу и сделать ее доступной каждому владельцу компьютера». Собственно, нет никакой трагедии в том, что электронная книга вскоре оторвется от бумажного оригинала и начнет самостоятельную жизнь на экране каждого монитора. Вспомним, что литература, причем лучшая – от фольклора до Гомера, умела обходиться не только без книг, но даже без письменности. Поэтому во всех грядущих переменах страшит не столько смерть книги, сколько ее последствия – будущая судьба самого чтения: компьютер может убить не книгу, а ее идею. Дело в том, что оставшиеся без переплета страницы вовсе не обязательно читать все и читать подряд. Вместо обещанной всемирной библиотеки, нас ждет лес цитат. Оцифрованная литература превратится в равноправную информационную массу, ориентироваться в которой может только Интернет. Конечно, поисковое устройство услужливо предложит нам выборки на нужную тему – сколько весит солнечный свет, как заменить унитаз и что писал Гоголь об утрибках. Но чтобы рассказать нам об этом, Гугл и его компания должны разброшюровать все книги в мире, вернув их к той словесной протоплазме, из которой автор лепил и строил свой опус. Гигантская разница между обычным и компьютерным чтением в том, что второе позволяет нам узнать лишь то, что нужно. Монитор – слуга, вышколенный дворецкий, лаконично отвечающий на заданные вопросы; книга – учитель, наставник: она отвечает и на те вопросы, которые мы ей не догадались задать. Конечно, и раньше были книги, которые почти никто не читал от корки до корки. Самая известная – Библия. У нас ее долго заменял Ленин, всякое сочинение которого было лишь плодородным полем цитат, рвать которые не возбранялось любому. Однако беда всякой – универсальной – книги в том, что она напоминает телефонную: ее глупо читать с первой страницы и можно – с любой. Еще недавно такая литература соблазняла читателя, освобожденного от диктата автора. Но надолго этой анархической свободы не хватило. – Есть мириад способов, – пожаловался Павич, – прочесть «Хазарский словарь», но ими никто не пользуется… Получается, что компьютер угрожает не книге, а всего лишь переплету. Но он-то и создает композицию, иерархию, дисциплину, другими словами - цивилизацию. Раньше мы охотно ею жертвовали ради культуры, мятежной стихии, презирающей всякую узду. Но это было раньше – в романтически дерзком XIX столетии. Сегодня, в нашем напуганном вернувшимся варварством XXI веке выяснилось, что культура и есть цивилизация. Считая форму содержанием, она открывает нам не суть вещей, а их порядок: важно не «что», а что за чем идет. Чтобы усвоить этот урок, надо преодолеть детское искушение бунтом и спокойно предаться традиции, выражением которой и есть переплет. Попав в него, книга сама учит, как ее читать.

author: Оффтоп. Я в школьные и студнеческие времена любил переплетать книги. Я хорошо это умел. Знал там всякие термины, сделал даже специальные тисочки... И так это было уютно и хорошо... Как в кофейне кофе пить. Читал мемуары библиофилов. А сейчас что-то произошло, и мне уже все это стало не так интересно.

рыжий засоня: Я убеждённый любитель компьютерного чтения. Большинство книг которые я прочёл за последние 3-4 года будь то последний "шедевр" лукьяненко или серьёзная монография были в электронном варианте.


Janka: рыжий засоня пишет: Я убеждённый любитель компьютерного чтения Я собственно по работе вынужден читать в основном е-варианты книг и справочников...не скажу что фанат...и не скажу что мне так удобнее читать..хотя недавно взял в руки бумажный вариант и заметил что читаю его гораздо медленнее и не так комфортно казалось..хотя дело не в носителе... я не согласен что монитор это слуга а бумажная книга учитель..ерунда все это.. хоть стилом на воске..хоть на пергаменте..хоть на мониторе..важен ЛОГОС а не подручный материал

Медведь: Ничего не может быть лучше, чем чтение книги лежа на кровати находясь в нирване.

Полночный бред: Медведь А ты, как читаешь - лежа на спине или на животе?

Naty: Лёжа на диване...

topor: Лёжа на диване с ноута)

Полночный бред: Naty пишет: Лёжа на диване... Ха-ха! Ха. х. гм. дааа... Ну и Натик-нежныйцветочек...

Медведь: Полночный бред пишет: Медведь А ты, как читаешь - лежа на спине или на животе? На спине, лучше запоминается прочитанная информация

Протодиакон: Давайте коллективно сподвигнем/заставим/поможем/направим/подтолкнём ДС Сазанова к Дикции

Hom-Hom: Janka пишет: хотя дело не в носителе... я не согласен что монитор это слуга а бумажная книга учитель..ерунда все это.. хоть стилом на воске..хоть на пергаменте..хоть на мониторе..важен ЛОГОС а не подручный материал Не соглашусь. Ведь, когда берешь в руки книжку, чувствуешь, что внутри мир, и никуда он не денется, там и будет!!! А дело твое, заглянуть в него или нет. А монитор... выключил и нет мира. Стоит бандурина, а в ней, что угодно быть может... В книжке иначе, только этот мир и все. Много раз такое бывало, устанешь читать, глаза болят, закроешь книгу, отложишь в сторонку... походишь по квартире, займешься чем нибудь, отвлечешься. А как книжка на глаза попадется, сразу тянуть начинает, прям ломать, что же там дальше? Разве увидев монитор компьютера может возникнуть такое чувство??? У меня уже нет. К тому же люблю запах книг, он особенный...

author: Hom-Hom пишет: Разве увидев монитор компьютера может возникнуть такое чувство??? У меня уже нет А у меня - возникает

рыжий засоня: author пишет: А у меня - возникает И у меня, особено гогда сижиш в удобном кресле.

Janka: Hom-Hom пишет: Не соглашусь. в принципе за меня уже ответили))) Все что вы сказали про книгу можно сказать и про комп...и наоборот.. включая запах))))

Janka: Hom-Hom пишет: Ведь, когда берешь в руки книжку, чувствуешь, что внутри мир, А как же виртуальная реальность? это ли не мир в отличии от плоской поверхности книги...а возможности интерактивного текста?

Spy: Частично согласен с янкой, в плане того что каждый день получаю через монитор столько информации (работа, письма, новости итп), сколько из книги тяжело получить. Перестал практически смотреть тиви. А на книги просто нет времени. Но Достоевского не стал бы даже пытаться читать на мониторе. Другой вопрос, что уже появляются электронные книги. типа такой: http://www.l-mobile.ru/product/1142

author: Spy пишет: что уже появляются электронные книги. типа такой: http://www.l-mobile.ru/product/1142 Ух тыыы!! Классная штука. На гигабайт там пол-ленинской библиотеки влезет. Только что-то она дороговата для электронной шуковины, у которой ч-б экран. Сейчас DVD-проигрыватели с цветными экранами стоят дешевле.

author: Хотя, там экран сенсорный...

Индиана Джонс: А нужен ли цветной дисплей для чтения книг? Это же мешать будет...

author: Да, но стоила бы поменьше...

иоасаф: давайте подтолкнем осла сего валаамова,мож и поможет,мож и случиться чо) хотя по мнению шепталина,мне б моно и на радио выступать!!!!!!!!и на телевидении-правда вот ...не хочу

author: Протодиакон пишет: ДС Сазанова к Дикции Может, его напугать как следует или уронить на него че-нить большое, он и заговорит

Hom-Hom: Janka пишет: А как же виртуальная реальность? это ли не мир в отличии от плоской поверхности книги...а возможности интерактивного текста? Возможно для вас это и так, для меня иначе, каждому свое. Но, скажу точно, что мир книги далеко не плоский.

Janka: Hom-Hom пишет: Возможно для вас это и так, для меня иначе, каждому свое. Почему то вспомнился прикол... Вы не любите кошек!!!!????? Да вы просто не умеете их готовить....

Полночный бред: главное, чтоб в голове не плоско было! симвлолы с носителя (любого - эл. или еще какого) преобразуются в нашем воображении в определенные символы. какие они будут - дело ваше!

Hom-Hom: Janka пишет: Вы не любите кошек!!!!????? Да вы просто не умеете их готовить.... Нуну. ай-ай-ай Вспомнился.

Медведь: Hom-Hom пишет: Возможно для вас это и так, для меня иначе, каждому свое. Но, скажу точно, что мир книги далеко не плоский. Все зависит от книги.

G E N A T S V A L I : Люди, кто знает, дайте пару-тройку хороших поисковиков по политике и экономике. Базы данных-онлайн тоже оч. нужно Заранее благодарен

author: G E N A T S V A L I пишет: пару-тройку хороших поисковиков А яндекс с гуглом тебе не находят?

G E N A T S V A L I : Глава 10. Информационно-аналитическая работа: обработка материалов средств массовой информации А.И. Доронин, "Бизнес-разведка" 1. Введение Открытая печать традиционно является самым емким и наиболее используемым каналом получения информации. Этот факт в своих произведениях отмечал еще В.И.Ленин, крупнейший авторитет царской России в области ор-ганизации подпольной информационной работы: “Легальный материал особенно важен... Не будет преувеличением сказать, что по одному легальному мате-риалу можно еще кое-как напи-сать профессиональную брошю-ру, а по одному нелегальному - невозможно. Собирая нелегаль-ный материал... невозможно и приобрести таких знаний ... какие в массе рассеяны в мелких газет-ных корреспонденциях и в специ-альных промышленных, санитар-ных, земских и пр. изданиях”. Все это актуально и сегодня, когда по мнению бывшего директо-ра центральной разведки США Р.Хилленкеттера: “80% разведывательной инфор-мации получается из таких обы-чных источников, как иностранные книги, журналы, научные и технические обзоры, фотографии, данные коммерческого анализа, газеты, радиопередачи, а также из общих сведений, полученных от лиц, имеющих представление о делах за границей”. Так например, проведенный ФБР анализ дешифрованных радиограмм советского разведчика Рудольфа Абеля показал, что основную канву для своих политических и экономических сообщений в московский центр (информация об атомной бомбе, тема для отдельного разговора) он черпал из публикаций “Нью-Йорк Таймс” и “Сайентифик Америкэн” дополняя отдельные неясные места агентурной информацией. В связи с этим Шерман Кент, американский историк, работавший в Центральном разведывательном управле-нии США, сделав поправку на открытость американского общества поднимает планку еще выше, до 95 процентов. Чтобы доказать свою точку зрения, Кент предложил пяти профессорам Йельского университета под-готовить отчет о состоянии вооруженных сил США, численности боевых частей и соединений не ниже уровня дивизии, мощи военно-морского флота и боевой авиации (с описаниями кораблей и самолетов), разре-шив пользоваться при этом только открытыми источни-ками информации. Работа продолжалась около трех месяцев. В итоге ученые представили Кенту несколько сотен стра-ниц данных, сопроводив их 30-страничной обобщающей справкой. Оценка Кента была следующая: на 90 про-центов отчет ученых соответствовал истинному положе-нию вещей. По иронии судьбы ЦРУ незамедлительно засекретило результаты проведенной работы, получив-шей название “Йельского отчета”. О том, что в открытой советской прессе также содержалось немало интересной информации, свидетельствуют данные исследования источниковой базы отчета ЦРУ SOV С87 - 10043 “Вычислительная тех-ника на предприятиях народного хозяйства СССР” (Enterprise-Level Computing in Soviet Economy), выпущенного в августе 1987 года: “при работе над отчетом использовалось 347 открытых источников, в том числе 295 - советских (85%)” (“Независимая газета” от 24.03.1994). Ниже приводится статисти-ка цитирования по газетам (см. график 1). Служба безопасности предприятия также может получать из средств массовой информации сведения по очень широкому кругу вопросов, необходимо только грамотно организовать поиск. Качественная работа профессиональных журналистов по духу во многом близка к работе спецслужб, и это можно и нужно максимально использовать. Журналиста, который постоянно пишет о каких-то однотипных проблемах, вполне можно рассматривать как эксперта в той или иной области. Кроме того, пресса дает представление о ситуации не просто на цифрах, а на понятном языке, пусть даже на уровне слухов, сплетен и ощущений, что позволяет связывать сухие факты и цифры в целостную картину состояния рынка. Многое может сообщить даже исчезновение публикаций по определенной тематике. Так например, после того как в США был учрежден Консультативный комитет по урану, который стал наблюдать за ядерными исследованиями, былавведена строгая цензура на все научные публикации в этой области. Последняя открытая работа американского ученого Макмиллана была напечатана в "Физикал ревью" 15 июня 1940 года. На этот факт обратил внимание начальник научно-технической разведки СССР Леонид Романович Квасников. Вскоре это факт подтвердил нью-йоркский резидент Г.Б.Овакимян. Предварительный вывод советской разведки был однозначен, американцы всерьез занялись созданием ядерного оружия, что в последствии подтвердила агентурная информация. Материалы СМИ позволяют сопоставлять, уточнять и снабжать новыми подробностями данные, полученные оперативным путем, а также давать новые направления для текущей информационно-поисковой работы. Так например, по словам известного амери-канского советолога П.Стивена (Вирджинский университет), тщательное исследованием советских СМИ периода горбачевской перестройки позволило правительственным структурам США “по-новому оценить ра-боту бывших граждан СССР и стран Восточной Европы, от кото-рых мы раньше зависели в получе-нии информации из первых рук, но чье личное пристрастие иногда сказывалось на достоверности их сведений”. 2. Методология работы с открытыми источниками информации При планировании работы по аналитической обработке прессы, прежде всего, надо определиться с ее целью, затем выяснить информационные потребности потребителей информации (в том числе и самой СБ) и только после этого приступать к подбору источников информации. Совершенно очевидно, что для превращения опосредованной информации в проблемно-ориентированный информационный массив, нужно использовать целенаправленный подход по активному восприятию постоянно поступающих информационных потоков. В отличие от широко распространенного мнения, совсем необязательно 24 часа в сутки проводить за чтением печатной продукции. Для этого вполне достаточно выделить полчаса своего рабочего времени. Самое важное в этой работе — правильно подобрать источники информации, обработать их с использованием принципа “ключевых слов”, и, наконец, грамотно организовать сортировку, классификацию и хранение уже отобранной информации. Очень часто данные в различных источниках многократно дублируют друг друга. Поэтому простое количественное увеличение обрабатываемых источников приводит только к перегрузке аналитика без видимых результатов улучшения качества его работы. Ситуация с избытком информационного шума в обрабатываемых информационных массивах намного более опасна, чем информационный голод. Так, например, специализированные организации для создания ежедневной сводки объемом в одну страницу с оценочным суждением по одной проблеме обрабатывают информационный массив объемом примерно в 7 млн. слов. Работая с конкретной публикацией, необходимо из всех проблем отраженных в ней, выбрать только то, что отвечает вашим информационным потребностям, и в дальнейшем обращать внимание только на это. Для качественного анализа пригодности того или иного периодического издания достаточно взять несколько его номеров за определенный период, например, за неделю и составить по рубрикам список всех опубликованных там статей. Работа это довольно скучная и нудная, но зато с течением времени она себя окупит с лихвой. Это приводит к тому, что из всего широкого спектра имеющегося на рынке средств массовой информации выбирается именно тот его сегмент, который наиболее полно совпадает с вашими информационными потребностями. Так, например в период холодной войны для американской воен-ной разведки наибольший интерес пред-ставляли 11 наиболее крупных советских военных журналов и газет, включая “Коммунист Вооружен-ных Сил”, “Военно-исторический журнал”, “Военный вестник”. Кроме того, для детализации отдельных вопросов советского военного строительства аналитики РУМО внимательно изучали значительное число ме-нее известных и более специализированных периодических изда-ний. Кстати, необходимо отметить то, что с течением времени приоритеты в исследованииСМИ могутзаметно измениться. И если в конце 80-х годов важней-шими источниками информации для американцев по военно-политическим про-блемам были газеты “Красная звезда”, на которую приходится 75% всех ссылок, и “Правда” (16%) (см. график 2). То в начале 90-х годов интерес к российским открытым источникам (в частности, газетам) стал более ди-версифицированным. Так, в рабо-тах американских аналитиков на военно-политическую тематику в 1993 году наиболее часто цитиру-емымироссийскимигазетами стали издания, указанные в графи-ке 3. В плане практического применения к обсуждению можно предложить два принципиально отличающихся, но, тем не менее, в равной мере имеющих право на жизнь организационных подхода к первичной обработке материалов СМИ. Использование собственных возможностей по обработке СМИ. Все материалы СМИ, поступающие на хозяйствующий субъект, могут обрабатываться ответственным за это лицом и согласно разработанному классификатору соответствующим образом сортироваться и храниться, в том числе и СМИ, поступающие в электронном виде. При невозможности выделения отдельной штатной единицы для работы с прессой, сотрудники СБ должны начинать свой рабочий день с ее изучения. За каждым из них закрепляется по две-три центральных и местных газеты, на утренней оперативке у руководства, помимо постановки задания на день, каждый сотрудник должен делать краткий обзор наиболее интересных публикаций прессы в своей зоне ответственности. В процессе этой своеобразной “политинформации” происходит обмен мнениями, и расставляются акценты. На данных мероприятиях каждый оперативник выстраивает для себя приблизительную модель вопросов разведывательного плана, которые он должен будет отработать “в поле”. В течение дня на встречах с источниками, в полуофициальных или не-официальных беседах эта информация уточняется и перепроверяется, приобретая необходимую надежность. Наиболее интересные статьи должны переводиться в электронную форму и заноситься в базу данных. Следует отметить, что для сокращения чисто механических функций по переводу печатных материалов в электронный вид целесообразно применение сканирующих устройств. Впрочем, некоторые информационные материалы можно бесплатно скачать из Интернет или за относительно невысокую плату приобрести в редакции издания (сегодня при газетах, службах новостей очень часто имеются подразделения, где можно получить досье на фирмы или людей именно по совокупности событий, публикации о них). Хранение материалов в электронном виде также имеет определенные нюансы. Материалы могут заноситься в базу данных интегрированного банка данных. Если же организация ограничена в людских и материальных ресурсах, и формировать собственную базу данных просто некогда и некому, то для работы с объемными информационными массивами нужно использовать программы полнотекстового поиска. Программы данного класса широко используются аналитическими подразделениями при работе с большими объемами текстовой и иной информации (ленты электронных новостей, архивы прессы, статей, рефератов, отчетов). Использование сторонних возможностей по обработке СМИ Информация может закупаться на стороне, чем должны заниматься специально выделенные люди. Иногда бывает так, что функции первичной обработки материалов СМИ дешевле передать сторонним лицам, нежели проводить ее силами собственных сотрудников. В первичной обработке прессы значительную помощь могут оказать работники библиотек, которые очень дешево и достаточно профессионально выполнят мониторинг требуемых изданий, в том числе и иностранных. В недалеком прошлом дайджесты прессы в основном готовили надомники. Это значительно снижало нагрузку на оперативный состав, разгружая его от монотонной и малоквалифицированной работы. Режим конспирации для того чтобы исполнители не имели понятия, что именно, для кого и зачем они делают обеспечивался весьма просто. В газету давалось объявление о надомной работе, связанной с обработкой корреспонденции. Диспетчеры на телефоне принимали заявки от желающих, встречались с ними, оценивая их профпригодность. Для закрепления интереса новому работнику к работе выплачивался аванса. С ним заключался договор о временной работе на месяц с возможностью его дальнейшего продления. В финансовом плане это было достаточно экономично, так как если исчезала необходимость в обработке некоторых изданий, то никаких единовременных выплат по сокращению не выплачивачивалось. Доставка материалов по обработчикам осуществлялась курьером, до которого диспетчером доводилось задание взять газеты, разнести по адресам, разъяснить, что надо сделать, и через некоторое время вернуть готовые материалы диспетчеру. Каждый диспетчер работал только с одним обработчиком и одним курьером. Уровень конспирации при данной форме организации работы был очень велик, так как даже при большом желании вряд ли кто сможет размотать всю причинно-следственную цепочку. В настоящее время, таким способом удобно и выгодно обрабатывать местную прессу не представленную в электронном виде. Аналитическая обработка По своей направленности печатные материалы можно разделить на следующие категории: обзорные статьи, статьи дискридитационного плана, заказные рекламные статьи и статьи, разглашающие коммерческую тайну. Методология обработки печатных изданий выделяет следующие категории данных: базовая информация (для дальнейшей аналитической обработки); текущая информация о фактах; субъективно-оценочные категории, содержащие оценки и предупреждения. Естественно, что огульно принимать на веру все, что сообщается в прессе, было бы весьма опрометчиво. Для подтверждения этого тезиса достаточно провести простейший эксперимент: прочтите статью по теме, которую вы знаете досконально. Вряд ли вы не обнаружите в ней несколько ошибок. Из этого стоит сделать вывод о том: то жесамое может происходить и с другими материалами СМИ. Причину этого долго искать не надо. Так например, по данным Ч.Ханта и В.Зартарьяна только 4% французких журналистов, допускаемых в Центр Информации журналистов, профессионально владеют экономической и финансовой проблематикой, в то время как этим вопросам посвящено более 20% размещенного в прессе материала. Искажение реального состояния дел может происходить и по другой причине. Читая статью необходимо проанализировать не только излагаемые в ней факты, но и понять и прочувствовать личное отношение автора к излагаемой проблеме. Во многом этому помогает приблизительное знание принадлежности средств массовой информации к конкретным финансово-промышленным группировкам, хотя ангажированная линия может проводиться достаточно тонко. Средства массовой информации всегда выражают интересы своих хозяев. Это аксиома и для нас, и для Запада. Но если буржуины вмешиваются в политику СМИ только в наиболее драматичные моменты, например, во время войн и выборов, то у нас пресса контролируется даже по мелочам. Никогда не стоит преувеличивать “независимость” журналистов, то, что СМИ подстраиваются под “хозяина” известно всем. Материал, написанный журналистом и подвергнувшийся редакторской правке, может сильно отличаться от первоначального варианта. Но это не повод для отказа от информационной работы, дело в том, что много СМИ, много хозяев и, следовательно, разных политических мнений. Так например, согласно данным приведенным в книге Я.Ш.Паппэ “Олигархи” расклад связей крупнейших российских ФПГ и контролируемых ими в той или иной степени СМИ выглядит по состоянию на конец 1999 года следующим образом: РАО “ГАЗПРОМ” - газеты “РТ-Трибуна”, “Труд”; журналы “Фактор”, “Компания”, “Нефтегазовая вертикаль”; телекомпании “Прометей”, “НТВ”. “ЛУКОЙЛ” - газета “Известия”, журнал “Нефть России”, телекомпания “REN-TV”. “ИНТЕРРОС” - “ОНЭКСИМ” - газеты “Известия”, “Комсомольская правда”, журнал “Эксперт”. Группа Березовского-Абрамовича - газеты “Независимая газета”, “Новые известия”, “Российские вести”, журнал “Огонек”, издательский дом “Коммерсант”, радиостанция “Наше радио”, телекомпании ОРТ и ТВ-6. Группа “МОСТ” - газеты “Сегодня”, “Семь дней”, журнал “Итоги”, радиостанции “Эхо Москвы”, телекомпании “НТВ”, “НТВ+”, “ТНТ”. В свете последних изменений часть этих изданий контролируется персоналиями весьма близкими к главному российскому "приватизатору". АФК “СИСТЕМА” - газеты “Вечерняя Москва”, “Литературная газета”, “Россiя”, “Культура”, радиостанции “Говорит Москва”, “М-Радио”, “Авторадио”, “Спортивное радио”, телекомпания “ТВ-Столица”. Интернетовские новостные сайты по информации журнала “Власть” № 48 (399) от 5 декабря 2000 года: Группа “МОСТ” - сайт “НТВ” (www.ntv.ru) и "Эхо Москвы" (www.echo.msk.ru) НК “ЮКОС” - (www.gazeta.ru) Группа Plaza (Умар Джабраилов) - (www.obozrenie.ru) Группа Березовского-Абрамовича - сайт “Независимой газеты” (www.ng.ru), совместный сайт ОРТ, “Коммерсанта” и “Агентства политических новостей” (www.postfactum.ru) Близкий к Кремлю политтехнолог Глеб Павловский - www.strana.ru Сравнительный анализ информации из различных источников может привести к весьма интересным выводам. В этом плане весьма интересен следующий пассаж А.Даллеса из его книги “Исскуство разведки”: “Любопытно, например, сравнить опубликованный в со-ветской печати официальный текст выступления Хрущева с тем, что он сказал в действительности. Его ставшая зна-менитой реплика, брошенная западным дипломатам на приеме в польском посольстве в Москве 18 ноября 1956 г. “Мы вас похороним”, не была доподлинно процитирована в отчетах советской прессы, хотя многие ее слышали”. Из чего Даллес делает следующие выводы: “По-видимому, правительственная печать имеет право подвергать высказывания премьера Хрущева цензуре, вероятно, с его санкции. Позднее, когда до Хру-щева дошел смысл сказанного им тогда, он дал своим сло-вам пространное и смягчающее толкование. Следователь-но, знать, как и почему содержание какой-либо истории искажается, зачастую так же интересно, как и ее фактиче-ское содержание. Нередко случается, что существует одна версия для “внутреннего потребления”, вторая — для дру-гих стран коммунистического блока и третья — для зару-бежных стран. Бывают случаи, когда “сказки”, которые коммунистические режимы рассказывают собственным народам, свидетельствуют о появлении у них новых слабых мест и возникновении новых опасностей”. Журналистика и вопросы экономической разведки и контрразведки, конкуренции, формирования имиджа, престижа и рейтинговых оценок чрезвычайно тесно связаны, на профессиональном жаргоне все это называется — “активные мероприятия”. Конечно, очень многое в прессу не попадает или попадает в искаженном виде, также имеется вероятность сознательного дезинформирования в ходе ведущейся оперативной игры. Кстати, одной из самых эффективных методик дезинформирования является “белый шум”, эта методика состоит в том, что выдается огромное количество новостей, которое просто не поддается сортировке. Так же существуют методики по создании и продвижению в массовое сознание специального информационного повода отвлекающего внимание от действительно стоящей (или компрометирующей) информации. На оперативномжаргоне это называется "отвлечение внимания на негодный объект". Так например, самым известным примером применения этой методики является "историческая" фраза Чубайса о том, что рыночная стоимость"ваучера" - две автомашины "Волга", т.е. для массового сознания чековая приватизация должна была ассоциироваться с приличной по тем временам суммой на каждое рабоче-крестьянское "рыло". Что было дальше? Где они две "Волги"? Имена владельцев заводов, газет, пароходов я думаю Вам хорошо известны. В дальнейшем теме “активных мероприятий” и технологиям дезинформации будет посвящена отдельная глава, а пока мы продолжим наш разговор об аналитической обработке материалов СМИ. Прежде всего, при анализе информационных материалов внимание должно концентрироваться на следующих ключевых моментах: количество позитивных и негативных по отношению к хозяйствующему субъекту публикаций (контент-анализ); круг их авторов, а по возможности, и заказчиков; степень монополизации данной темы; имеющиеся взаимосвязи между рекламными объявлениями конкурентов и заказными статьями в отношении того или иного хозяйствующего субъекта; наличие в изучаемых материалах сбалансированной оценки происходящего. Таким образом, анализ собранного информационного массива позволяет установить характер взаимосвязей между следующими основными элементами: содержание и направленность сообщения; источник сообщения; личность журналиста, его связи и контакты в деловых и политических кругах. Возвращаясь к методике оценки достоверности и верификации информации получаемой из СМИ в ряде случаев бывает достаточно смыслового совпадения данных из объективно независимых источников. Как уже отмечалось выше, “независимость” источников оценивается по просачивающейся информации о принадлежности органа массовой информации к конкретной финансово-промышленной группе или коммерческому банку. Если информация подтверждается источниками, принадлежащими различным конкурирующим финансово-промышленным группировкам, то велика вероятность ее достоверности. А теперь более подробно поговорим о применении технологии контент-анализа. В специальной литературе дается различное толкование этого термина: статистическая семантика; техника для объективного количественного анализа содержания коммуникации; техника для получения выводов при помощи объектив-ного и систематического установления характеристик сообщений Если же говорить простым языком, то контент-анализ - содержательный анализ на основе формализованных методик. Он состоит в выделе-нии в тексте некоторых ключевых понятий или иных смысло-вых единиц и в последующем подсчете частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации. Так анализ содержания проводится не интуитивно, не на "глазок", а с по-мощью методик, обеспечивающих получение достоверного и объективного результата. В этом случае объективность контент-анализа определяется тем, что каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур. Поэтому в качестве верификации (проверки) необходимо повторение того же резуль-тата другим исследователем на том же материале. В гуманитарных науках достаточно сложно придти к единому мнению, мы можем опросить 50 экспертов, и они дадут нам различных 50 результатов. В отличии от этого контент-анализ же явля-ется довольно точной исследовательской техникой. Для более полной характеристики метода необходимо доба-вить следующее. Первое: все данные статистики вербального материала используются для формулирования выводов о невербальных аспектах, например, о тех или иных характеристиках адресата и адресанта. Поэтому текстовой материал здесь пред-ставляется промежуточным объектом. Нас интересует вовсе не текст. И второе: само по себе выяснение частоты употребления, например, журналистом Х такого-то слова с такой-то частотой не является контент-анализом. Контент-анализ — это всегда со-поставление двух потоков. Например, сопоставление двух газет как двух вербальных потоков. Возможно сопоставление невер-бального и вербального потоков: данных о рождаемости и ин-формации о детях-героях в литературных журналах. Возможно сопоставление данного вербального потока и нормы: частоты употребления определенного слова в статьях определенного журналиста и стандартной частоты употребления этого слова в языке нашего времени. Основные этапы контент-анализа следующие: а) формулировка задачи, определение программы ис-следования; б) определение выборки (той части текстов, которые до-статочны для анализа всего массива публикаций и обеспечи-вают репрезентативность выборки); в) определение единого семантического толкования ключевых понятий исследования; г) составление кода, перечня характеристик текста, от-вечающих задаче исследования (единиц анализа); д) составление рабочего документа, кодированной кар-точки и инструкции кодировщику (человеку, который будет работать с текстом, фиксировать частоту употребления еди-ниц текста); е) составление сметы исследования; ж) компьютерная обработка данных; з) предъявление результатов исследования. Контент-анализ прессы требует сравнительно больших затрат времени и средств, поэтому может использоваться и метод экспресс-анализа. В его основе лежит количественный подсчет содержательных элементов текста (факт, конфликт, аргумент, тема, обобщение), а также учет качественных харак-теристик публикаций (соответствие цели, информативность, актуальность, доказательность, конструктивность). Как и при контент-анализе, эти характеристики текста кодируются, обозначаются определенной цифрой и затем при чтении текста исследователь их фиксирует. Контент-анализ используется в таких областях, как изу-чение социальных оценок тех или иных событий, анализ пропаганды, методов журналистики, изучение арсенала средств массовой коммуникации, психологические, психо-аналитические исследования. Этот диапазон охватывает, по подсчетам исследователей, 60% всех работ. Что можно подсчитывать в вербальном потоке, какие ти-пичные исследовательские модели существуют? Можно подсчитывать: а) частоту, б) наличие/отсутствие каких-то тем, в) связь между темами, г) основные темы. Алгоритмпроведения контент-анализа: Определитьсяс выбором смысловых единиц. Это могут оскорбления и угрозы, призывы и порывы благородного негодования, элементы личной позиции автора или что-то другое, т.е все то что необходимо выявить. Составляется перечень поисковых смысловых единиц, определяется предметная область поиска (ПОП). ПОП — это все оперативные версии и гипотезы о соответствующих риск-факторах в деятельности предприятия. Далее следует выявление в исследуемом тексте индикато-ров — моделей оформления каждой смысловой единицы языковыми средствами. Теоретически их число может быть огромным, но с учетом тяготения людей к накатанным стереотипам, в практической работе реальное число ин-дикаторов не так уж и велико. Индикаторы вписываются рядом с каж-дой смысловой единицей. На этом же этапе нужно определиться с еди-ницей счета: чем будет мерить? Обычно учитывается частота употребле-ния смысловой единицы, и такие ее количественные характеристики как число строк, площадь газетной полосы или длительность вещания. Теперь мы имеем четкую систему правил для анализа, материала. 3. Анализ может проводиться как в ручную, так и с помощью компьютерных программ анализа текстовой информации. (В компьютерном варианте инструментария достаточно отсканировать печатный лист, распознать отсканированное и обработать компьютерной программой анализа. На выходе вы получаете полную “картинку” материала, с указанием его возможной направленности в ту или иную сторону и соответствующее обоснование — комментарии полученных выводов. Компьютерные программы хороши для обработки больших массивов информации и для отслеживания динамик и тенденции в сообщениях. Например, отдельный блок программы по мере поступления новой информации, подшивает полученные выводы к общей композиции исследований данного объекта. Контент—анализ дополняется динамическими изменениями содержания информации. При аналитической обработке прессы применяется и так называемый метод "окон фактов". Его во время Второй мировой войны активно использовала американская разведка для изучения немецкой промышленности по открытым публикациям. Смысл метода состоит в том, что бы из каждой конкретной публикации извлечь только несомненные факты, часто совершенно неинтересные и тривиальные. Сопоставление подобных "атомарных" фактов дать совершенно неожиданные новые знания. В качестве курьезного примера применения метода сопоставления фактов, можно привести старый анекдот про землетрясение, когда средства массовой информации сообщают, что жертв и разрушений нет. А некоторое время спустя в центральной прессе под заголовком “очевидное-невероятное” появляется статья о вернувшейся домой собаке, которая пропала во время последнего землетрясения со стадом овец и 5 пастухами. В 70-80 годы этот метод был применен для анализа развития американской промышленности, в результате чего на свет появилась весьма интересная книга Дж. Нэсбитта (Naisbitt, J. Megatrends: Ten New Directions Transforming our Lives), описывающая десять главных тенденций в развитии США того времени, которые не были видны простым глазом, но стали совершенно очевидны при обработке исходной фактуры по данной методике. А теперь в качестве примера давайте рассмотрим следующее сообщение в прессе: "Новый директор Apple Стив Джобс заявил, что компания стала возрождаться и в 1999 год перейдет с прибылью 100 млн долларов". Из этой фразы можно извлечь только тот несомненный факт в 1998 году директором Apple был некто Джобс. Далее по газетным публикациям о Джобсе можно составить описание его жизненного пути, а заодно провести анализ прибыльности возглавляемых им компаний в зависимости от его прихода и ухода. Поскольку факты, собираемые подобным образом, имеют простую структуру, то по ним достаточно легко построить причинно-следственную цепочку, например "К - продукт компании "А" 1997 г.", "Д - технический директор компании "А" c 1996 по 1998 годы", следовательно, можно создать нов ...

G E N A T S V A L I : ... ый факт "Д руководил выпуском продукта К в компании "А"". Или при наличии факта "Н - сотрудник компании "А" с 1995 года" можно автоматически создать факт "Н и Д знакомы", имеющий определенную степень достоверности, и попробовать продлить цепочку знакомств дальше. Горячей порой сбора различной открытой информации являются предвыборные кампании в законодательные и исполнительные органы власти. Интересен анализ публикаций “за” и “против” различных кандидатов, фиксация факта поддержки того или иного кандидата. При квалифицированном сборе и компьютерной обработке информации в ИБД можно выстроить очень интересные схемы, особенно четко это можно отследить в регионах, где вопросам оперативного легендирования уделяют значительно меньше внимания, чем в центре. Так, установление взаимосвязей по предвыборным штабам и партийным спискам позволяет заранее выявить возможный расклад групп “поддержки” того или иного хозяйствующего субъекта в органах законодательной или исполнительной власти. По поводу системного подхода к обработке прессы можно также привести и историю о проигравшемся в начале 20-го века в карты журналисте, который для того, чтобы вернуть долг, решил продать иностранной разведке интересовавший ее план дислокации воинских частей, фамилии и занимаемые должности их командного состава. Контрразведка, конечно, задержала шпиона-любителя, но когда имевшуюся у него информацию показали представителям Генерального штаба, те были в шоке — сведения были достоверные и очень секретные. В ходе разбирательства журналист вину свою полностью признал и в качестве доказательства своего полного раскаяния поделился способом добывания “государственной тайны”. Оказывается, посещая регионы, он тщательно изучал местные газеты, особенно его интересовала провинциальная светская хроника: “В уездном городе N на бракосочетании поручика К. присутствовали командир расквартированного здесь 17 гусарского полка полковник B., начальник штаба полка полковник M … и так далее и тому подобное”. Комментарии, по-моему, излишни. Еще один интересный пример можно найти в книге Г.Р.Берндорфа “Шпионаж”. Накануне первой мировой войны военную разведку Германии очень сильно интересовали данные об изменениях в итальянских береговых укреплениях. Для решения этой задачи в июле 1914 года в Милане было открыто бюро объявлений,которое выписывало практически все выходящие в Италии газеты, вплоть до самых мелких деревенских листков.Хозяйкой бюро являлась весьма эффектная дама - Анна Мари Лессер, больше известная под псевдонимом “Мадемуазель Доктор”. Не тратя время на сон, она в течение нескольких суток, днем и ночью наносила на крупномасштабную карту Италии сведения из газетных объявлений военных комендатур о наборе персонала на земляные и бетонные работы. Более детально масштабы строительства оценивались по месту проведения работ агентами-маршрутниками.

Petroff: Можешь дать ссылку на полный текст? Интересно.

Petroff: Только сомневаюсь в его практической ценности. Можно устроить голосование среди тех, кто прочитал статью, на тему, например: "Я понял, что такое контент-анализ и как он осуществляется". Снова вспомнил анекдот. "Ты, чукча, твою мать, не умничай... ты, чукча, пальцем покажи..."

G E N A T S V A L I : Petroff http://www.agentura.ru/library/

G E N A T S V A L I : Всем кому интересно, книгу Дронина в сети найти не проблема

G E N A T S V A L I : Меня во всем етом совсем не шпионаж и бизнес интересует. Мне стало интересно применить методы сбора и обработки инфы в отношении работы историка. В принципе, для настоящего исслаедователя все ето не новость - в той или иниой степени он использует выше описанную технику в своей повседневной работе. Историк в какой-то мере тоже "шпион" в тылу у времени.

G E N A T S V A L I : Petroff пишет: Только сомневаюсь в его практической ценности текст мне показался вполне "жизненным". Возможно есть необходимость что-то более подробно разьяснить, но автор по крайней мере показывает дорогу - куда дальше думать. К тому же, все ети спец. словечки типа "контент-анализ" помогают при поиске более детальной инфы в сети

G E N A T S V A L I : Глава 17. Аналитическая разведка средствами Интернет Александр Доронин Одним из самых перспективных направлений работы Службы Безопасности является аналитическая разведка средствами ИНТЕРНЕТ. Этот комплекс мероприятий многие специалисты обозначают и как компьютерную разведку. Ее сущность заключается в поиске и передаче информации из компьютерных систем и сетей “всемирной паутины” с последующей верификацией и аналитической обработкой. Большой интерес к методам аналитической разведки проявляют, как государственные, так и не государственные спецслужбы. Это обусловлено тем, что в ИНТЕРНЕТ содержатся большие объемы информации, которая мо-жет представлять оперативный интерес как для первых, так и для вторых. Поэтому во многих странах, в частности в правоохранительных органах России (Управление "Р" МВД, Департамент информационной безопасности ФСБ), США (ФБР) и в Германии (ВКА), созданы специальные подразделения аналитической разведки в ИНТЕРНЕТ. Аналогичные подразделения функционируют в транснациональных корпорациях, которые все больше и больше превращаются в государства в государстве. Помимо этого существуют самостоятельные исследовательские центры, специализирующихся на “выуживании” нужных данных в “цифровом океане”. В Западной Европе и США сбор информации средствами ИНТЕРНЕТ уже давно превратился в весьма прибыльный бизнес. По сообщениям открытой прессы только во Франции в настоящее время работает более десятка компаний, задачей которых является изучение документов, в том числе таблиц и рисунков, существующих в ИНТЕРНЕТ-пространстве. Как пример, можно привести компанию лингвистической инженерии MAAG, которая ориентирована на информационно-аналитическое обеспечение таких ключевых отраслей французской экономики, как аэрокосмическая промышленность, транспорт и энергетика. Для глобальных исследований в ИНТЕРНЕТ используются специальные “процессоры сбора данных” (в некоторых источниках их называют еще “текстово-аналитические системы”, хотя название не совсем верно, т.к. анализируется не только текст, но и рисунки, чертежи и графики). В данном контексте термин “процессор” не имеет ничего общего с микропроцессором, это часть программы, которая определяет, каким образом сама программа управляет и манипулирует данными. Процессор сбора данных использует программное обеспечение, получившие название “робот”: “робот” извлекает нужную информацию, используя целый арсенал средств лингвистического, семантического и статистического анализа. Действуя автономно, процессоры сбора данных перехватывают любую запрашиваемую информацию, как только она появится в ИНТЕРНЕТ. Самым первым был рассекречен французский процессор “Taiga” (“Traitement automatique de l’information geopolitique d’actualite”, “автоматическая обработка актуальной геополитической информации”). Этот программный комплекс первоначально разрабатывался для нужд французской разведки, где он потом ударно трудился в течение 11 лет, после чего был передан для коммерческого использования. Задачи которые перед ним ставят теперь уже гражданские специалисты остались теми же: “шарить” по ИНТЕРНЕТ для извлечения ценной информации из баз данных о патентах, сообщений информационных агентств и публикаций о научных конференциях. Методика ведения компьютерной разведки с помощью данного программного обеспечения следующая: обрабатывая материалы открытого доступа, имеющиеся в ИНТЕРНЕТ-пространстве, программа статистического анализа составляет, так называемые карты работы в различных отраслях науки. В свою очередь, это позволяет аналитикам устанавливать наиболее перспективные научные разработки и областях, где конкуренция пока что сравнительно невелика. Результаты количественного и качественного анализа результатов работы научных лабораторий позволяют оценить степень творческой атмосферы исследовательских коллективов. Это так же может быть весьма полезным при выявлении “перспективных летунов”, то есть исследователей, которые за сравнительно короткий срок успевают поменять ряд представляющих интерес научных центров, а тем самым знакомы с многими результатами их работы. Стоит упомянуть еще одну французскую разработку. Для проведения семантического анализа крупных информационных массивов компания “Acetic” совместно с учеными университета Париж VIII разработала пакет прикладных программ “Tropes”. Отбор требуемой информации происходит в соответствии с ключевыми словами и понятиями, связанными по смыслу. Так например, название типа самолета “Мираж” соотносится со словами “самолет”, “истребитель”, или сочетание слов “госсекретарь США” автоматически ассоциируется со словами “министр”, “политик”. Данное программное обеспечение позволяет одновременно анализировать два текстовых информационных фрагмента объемом в несколько десятков книжных томов. Помимо этого “Tropes” предоставляет возможность создавать необходимые для работы информационные “сценарии”, на основе которых автоматически осуществляется не только поиск, но и целевое группирование требуемых данных. Технический прогресс не стоит на месте, и весьма очевидно, что если государственные спецслужбы отдают для коммерческого использования подобные разработки, то это может означать только одно - они получили в свое распоряжение что-то гораздо более мощное. “Noemic”, сменивший “Taiga” на боевом посту, не только сканирует, но и автоматически осуществляет “объединение источников”, обрабатывая полученную информацию со скоростью одного миллиарда знаков в секунду независимо от того, существуют ли она в виде готовой базы данных или, например, передается электронным агентством новостей на любом языке в виде целостного текста. Этот семантический процессор сбора данных способен также подвергать обработке заслуживающие его внимания концепции, метафоры и совокупности идей. Если перед ним поставить задачу выявить, например, все случаи установления связей между гонконгскими и американскими фирмами, действующими в области микроэлектроники, за последние пять лет, то для ее выполнения ему хватит всего несколько часов. Американский аналог этих программных комплексов, который называется “Topic”, также первоначально разрабатывался для нужд разведки. Данная система появилась на свет в результате длительных исследовательских работ, осуществлявшихся под контролем ЦРУ. Сегодня он также передан в коммерческое использование и все права на него принадлежат калифорнийской фирме “Verity”, мирового лидера по сбору документальных данных. Не отстают от “Verity” и ее конкуренты, так например американская фирма “Intelligent Search Solutions” выпустила на рынок пакет программного обеспечения “InfoTracer”, предназначенный для сбора разведывательной информации экономического характера в сети ИНТЕРНЕТ. Для “фильтрования” информации указанное программное обеспечение использует ключевые слова и фразы, после чего автоматически составляются сообщения необходимого пользователям содержания. В них могут быть, например, данные о деловых операциях конкретной компании и ее партнерах, используемых ими технологиях и выпускаемой продукции, а также фамилии руководящего персонала. В данной связи хотелось бы отметить, что появление новых сетевых информационных технологий практически уравняло возможности конкурентов в получении необходимой исходной информации. Теперь основное значение получает быстрота поиска и правильный анализ. В этом как раз и могут помочь процессоры сбора данных, позволяющие “извлекать” и анализировать необходимую информацию из крупных информационных массивов. Профессионалы прекрасно понимают, что экономическую разведку, можно вести без компьютерных взломов, просто обрабатывая по специальному алгоритму огромные массивы информации, доступные каждому пользователю ИНТЕРНЕТ. Но следует отметить, что аналитическая разведка средствами ИНТЕРНЕТ, - это палка о двух концах. Дело в том, что если отследить и проанализировать тематику интересующих конкретный хозяйствующий субъект данных имеющихся в ИНТЕРНЕТ, то достаточно просто можно построить причинно-следственную цепочку и выявить перспективные намерения предприятия, уровень его притязаний, по которым, в свою очередь, можно будет оценить его уровень развития. Для этого разработаны специальные “роботы роботов”, которые позволяют перехватывать данные о работе системы, занимающейся целенаправленным сбором информации. А теперь вернемся в российскую действительность и попытаемся рассмотреть национальные особенности ведения аналитической разведки, причем остановимся на тех, что не требуют значительных финансовых вложений. Я думаю, что предыдущий материал смог убедить большинство читателей в том, что использование методик аналитической разведки открывает огромные возможности по оперативному получению необходимых данных как из профессиональных баз и банков данных, так и из неструктурированной информации имеющейся в ИНТЕРНЕТ. Эти обстоятельства естественным образом выделяют аналитическую разведку в самостоятельное направление деятельности подразделений безопасности хозяйствующих субъектов, а в сочетании с другими технологиями аналитической обработки информации, которые будут описаны далее, позволяют говорить о целом комплексе разведывательных мероприятий, основанных на современных информационных технологиях. Небольшое лирическое отступление. В данной главе мы основное внимание уделим информационно-поисковой составляющей аналитической разведки, так как в рассматриваемой нами методике поиск в ИНТЕРНЕТ - это в основном только предварительный подбор информации. Большая часть информации, полученной в его результате, носит неявных характер и нуждается в аналитической обработке. Мой собственный опыт и практика работы моих коллег, позволяют утверждать, что только порядка 10-15 % нужной информации имеется в ИНТЕРНЕТ уже в готовом виде (необходима только верификация), а остальные 85-90 % получаются в результате сравнения, анализа и синтеза разрозненных и разбросанных по разным источникам фактов, по которым вполне можно составить хотя бы фрагментарную картину настоящего. Естественно, что информация, полученная таким образом, нуждается в уточнениях и верификации (проверке). Но, во-первых, опять же из личного опыта могу отметить, что оперативность предоставления информации в определенной мере компенсирует ее не полноту, во-вторых, как правило, на первоначальном этапе знакомства в большинстве случаев и этот объем удовлетворяет заказчика, и, наконец, в-третьих, при наличие дальнейшего интереса к исследуемому хозяйствующему субъекту эта предварительная информация поможет заказчику расставить акценты и задать ориентиры в дальнейшей работе. Детально с методикой аналитических исследований Вы уже достаточно подробно познакомились в главе "Информационно-аналитическая работа: обработка материалов средств массовой информации". Кстати. Слегка переиначив вождя мирового пролетариата, стоит заметить, что вышеописанные методики “не догма, а руководство к действию”, в данной главе автор не претендует на всепригодный и всеобъемлющий алгоритм аналитической разведки. Ибо как говаривал незабвенный Козьма Прутков: “Невозможно объять необъятное”. Наша с вами цель значительно проще и прозаичнее - попытаться максимально минимизировать свои трудовые затраты, как моральные, так и финансовые. Итак, приступим к делу. 1. Поисковые системы. Самый простой и дешевый способ информационно-поисковой работы в ИНТЕРНЕТ - воспользоваться услугами бесплатных поисковых систем. С помощью поисковых систем можно осуществлять различные манипуляции с информацией: индексирование текстов и поиск по одному (нескольким) ключевым словам (по индексу); морфологический поиск - разбор и отождествление различных грамматических форм слов; ранжирование по степени соответствия документа запросу. На сегодняшний день самыми эффективными русскоязычными поисковыми системами являются Яндекс (http://www.yandex.ru), Апорт (http://www.aport.ru), Рамблер (http://www.rambler.ru). Из личного опыта могу посоветовать начинать именно с Яндекса, у него самая производительная поисковая машина, к тому же на его сайте имеются ссылки практически на все другие поисковики. Поиск нужной информации в данном случае осуществляется по следующему алгоритму: задается ключевое (поисковое) слово или фраза, и система ищет данное слово или фразу в базе данных автоматически составленной поисковой машиной на основе текстового содержимого исследуемых сайтов. Следуют отметить, результативность поиска в данном случае зависит от двух составляющих: Во-первых, от степени соответствия ключевого слова или фразы поставленной информационной задаче, т.е. релевантности информационного запроса. Причем, если по первому запросу поисковая система нашла слишком много документов, то по уже отобранному массиву можно провести второй поиск с заданием дополнительных условий, и тем самым сузить круг выдаваемых документов. Эта функция очень проста в исполнении (нужно только запомнить предыдущую выборку) и реализована в большинстве популярных машин ИНТЕРНЕТ, включая российские "Яндекс" и "Рамблер". Помимо этого в современных поисковых машинах - западные AltaVista и HotBot, российские "Яндекс" и "Рамблер" существует (по крайней мере декларируется) функция интерактивного поиска ("найти похожие"). Она так же позволяет постепенно уточнить запрос: указать на один или несколько найденных документов и попросить найти документы, повествующие "о том же". Выполняется такой поиск путем превращения документа в поисковый запрос (естественно, с определенной степенью "сжатия", так как запрос слишком большим быть не может). Но нужно отметить, что работает эта функция весьма "капризно" - очень часто находит совсем не то, что ищешь. Во-вторых, у каждой поисковой системы свой алгоритм поиска и перечень сайтов входящих в базу данный поиска, поэтому при одном и том же запросе результаты поиска в различных поисковых системах могут значительно отличаться. Поэтому для чистоты эксперимента лучше всего последовательно “прочесать” информационное пространство ИНТЕРНЕТА при помощи нескольких поисковиков. При поиске информации о конкретных хозяйствующих субъектах или о целых экономических регионах особое внимание стоит уделить поиску официальных сайтов субъектов федерации и муниципальных образований, где расположены объекты вашего оперативного интереса. Причем не стоит ограничиваться элементарным “скачиванием” заинтересовавшего вас документа. Стоит “обработать” весь сайт как следует. Это связано с тем, что очень часто на них имеются ссылки на сайты местной торгово-промышленной палаты, средств массовой информации и т.д. и т.п. В качестве примера можно привести следующий случай. Служба безопасности предприятия собирая информацию в отношение предполагаемого партнера в одном отдаленном субъекте федерации посредством ИНТЕРНЕТ вышла на официальный сайт данного субъекта федерации. Официальная пресса представленная там, расписывала возможного партнера не жалея творческих сил и бюджетных средств. Но аналитики пошли дальше, и через сылку на официальном сайте Администрации вышли на сайт торгово-промышленной палаты, а оттуда на сайт посвященный местным СМИ. С данного сайта вышли на материалы одной из оппозиционных Главе Администрации региона газет и этим существенно расширили свои знания об исследуемом объекте на предмет имевшегося на него “негатива”. Еще один пример. Службе Безопасности банка поставлена задача, в течение суток подготовить справку по крупному хозяйствующему субъекту, расположенному в весьма отдаленном субъекте РФ. Как назло, человек, который мог бы “подсветить” эту организацию болеет. Выход из ситуации один - обойтись подручными средствами. С помощью поисковой системы аналитики СБ сделали выборку разноплановых информационных документов, где упоминается данное предприятие, с различных сайтов. Отобранные документы были полностью скопированы на жесткий диск. Далее наступил черед анализа и синтеза. Рассмотрим детально, что и как было использовано. Фактографическая информация о предприятии была частично получена из нескольких источников - собственный сайт предприятия (история предприятия, его реквизиты, руководство, перечень необходимого сырья и производимой продукции, перспективные планы), сайт региональной Торгово-промышленной палаты, сайты областной и городской администрации - дополнили эти сведения. Финансово-экономический блок - сайт Федеральной комиссии по ценным бумагам - ситуация с акциями (хотя и не всегда свежая), сайты информационных и консалтинговых фирм, а также средств массовой информации исследующих экономические проблеммы (например журнал “Эксперт”) - так был получен баланс предприятия (который предприятие, обязано опубликовать) и другие экономические показатели, на сайте местного отделения Министерства по налогам и сборам была получена информация о задолженности предприятия в бюджет. Инвестиционная информация - на сайте областной Администрации и на сайте консалтингового агенства была получена информация об инвестиционных программах предприятия. Информация о перспективах развития - на сайте отраслевых журналов, можно получить весьма интересные аналитические обзоры, причем в динамике всей отрасти. Социально-политическая информация - сайты местных СМИ, как официальных, так и оппозиционных. Информация о фирмах работающих с ценными бумагами предприятия с сайтов объявлений о продаже акций и векселей). Что позволило в дальнейшем, уже оперативным путем проследить связи выявленных фирм. Персональная информация о руководстве - сайты местных СМИ и официальные сайты местных органов власти. Компрматериалы - сайты местных и центральных СМИ, специальные “жареные” сайты. Кстати, при правильном подходе даже их официальные сайты могут сообщить вам очень много интересного. Так например, накануне крупной отраслевой ярмарки одна из крупных западных компаний на сайте своего основного конкурента обнаружила информацию о массированной компании по стимуляции своего товара. Это позволило вовремя переработать подготовленный к выставке прейскурант и лишить конкурента возможности сыграть на явном ценовом преимуществе. Ну, или например, если в сети появилось объявление вашего конкурента о поиске специалиста в новой для него области, то это может стать сигнальной информацией для вас о предстоящей смене приоритетов в хозяйственной политике конкурента. Аналогично, если оперативно нужна информация по предполагаемым зарубежным партнерам, то при соответствующем подходе и знании иностранного языка, это тоже не проблема. На западных серверах существует масса доступных сайтов с очень интересной информацией, надо просто знать, где и что искать. Так например, достаточно широко известна история, когда журналисты одного из крупнейших российских изданий в ходе проводимого журналистского расследования без особых проблем с помощью ИНТЕРНЕТ выяснили месторасположение интересовавшей их персоны. Найти человека или принадлежащую ему фирму в США, как оказалось особых трудов не представляет. Информационная система газеты “Baltimor Sun” весьма шустро выдала на экран компьютера не только данные по интересующим журналистов фирмам, их деятельности и учредителям, но и домашний телефонный номер самого объекта, а также список телефонов его соседей. Алгоритм тот же самый, только теперь вы используете уже зарубежные поисковики и каталоги. Но самые большие информационные сокровища хранятся на сайтах различных информационных и консалтинговых компаний, правда, доступ туда практически всегда платный. В качестве примера можно привести базы данных компа-нии “Dun & Bradstreet” (http://www.dnb.ru) и Experian In-formation Solution (E1S). Базы данных СМИ “News Net” и “Data Times” включают в себя индексы, а иногда и в полном объеме статьи о различных фирмах, опубликованные в газетах, жур-налах и бюллетенях. В базах данных “Lexis-Nexis” (http://www.lexis-nexis.com) и “Westlaw” содержатся сведе-ния о судебных делах, когда-либо воз-буждавшихся против компаний, а также перечисляются применявшиеся к ним регулятивные меры правительства. “Lexis-Nexis” является крупнейшей в мире полнотекстовой онлайновой информационной системой, содержащей более 2 миллиардов документов с глубоким архивом (до 30 лет по бизнес-информации и более 200 лет по юридической информации). Каждую неделю к ним добавляется еще 14 млн. документов. К тому же пользователи “Lexis-Nexis” для облегчения поиска могут использовать мощные инструменты внутренних классификаторов системы. В настоящее время в русском секторе ИНТЕРНЕТ также можно най-ти не только электронные версии практически всех российских периодических изда-ний, а также многочисленные банки данных с различной бизнес-информацией. Все это значительно облегчает доступ к открытой информации, получаемой в электронном виде и последующую автоматизированную обработку полученных информационных массивов. Как и на Западе, в русском секторе ИНТЕРНЕТ тоже существуют электронные библиотеки, в которых накапливается различная тематическая информация. В качестве примера можно привести “Национальную Электронную Библиотеку” (http://www.nns.ru), информационное агентство “Интегрум-Техно” (http://www.integrum.ru) и агентство экономической “Прайм-ТАСС” (http://www.prime-tass.ru). Так например, “Национальная Электронная Библиотека” располагает значительным электронным полнотекстовым архивом средств массовой информации - более 5 миллионов документов, 2.5 тысячи источников из 73 регионов России, стран СНГ и Балтии, более 7000 новых документов и около 400 источников ежедневно. В свою очередь, информационная система “Интегрум-техно” содержит свыше 40 миллионов документов и более 1.400 баз данных. Каждый месяц это количество увеличивается на 10 тысяч новых документов и на 20-30 новых баз данных. Примечание, здесь приведены официальные данные самих агентств на 2000 год, полученные из открытых источников. Многие информационно-аналитические подразделения хозяйствующих субъектов являются клиентами всех этих структур, так как во многих случаях их источники между собой не пересекаются. При работе с информационным агентством подписчики имеют возможность, как самостоятельно работать со всем объемом информации из их фондов, так и за дополнительную плату воспользоваться услугами штатных аналитиков информационных агентств. Возможны и дополнительные информационные услуги: оперативный мониторинг СМИ по любой теме, тематическая подборка публикаций за определенный период, регулярные тематические обзоры прессы, пресс-портреты общественных и политических деятелей. Грамотно формулируя и формируя запросы, осуществляя поиск в базах данных, пользователь может решать практически любые информационные задачи - от оперативного анализа новостей до детального изучения происходящих событий и их предыстории, создания досье на известные и малоизвестные персоналии, политические структуры и организации. Естественно, что доступ к базам данных с помощью ИНТЕРНЕТ возможен круглосуточно. В качестве примера можно привести следующий эпизод. Служба безопасности Ассоциации хлебопромышленников одного из субъектов Российской Федерации получает информацию об имеющихся у одной из московских фирм весьма агрессивных планах в отношение местных хлебозаводов. Путем простого поиска по архиву прессы удается установить, что изучаемая организация еще с конца 80-х годов занималась торговлей сельхозпродукцией, причем при активной поддержке госчиновников. На данный момент она имеет весьма тесные лоббистские связи с одной из депутатских групп в Государственной Думе, причем замыкается на достаточно прозрачные в информационном плане персоналии. Это позволило соответствующим образом подготовиться к визиту ее представителей, организовав разоблачительную компанию в прессе, распустив определенные слухи среди сотрудников хлебозаводов - владельцев мелких пакетов акций о целях прихода фирмы в регион и отрицательно настроив Главу Администрации в отношении московских “варягов”. Или другой пример. На Администрацию региона выходит некоммерческий фонд с предложением использовать ликвидированную военную базу под “Федеральный центр по борьбе с наркоманией”. Аналитический отдел Администрации, используя базу данных СМИ одного из информационных агентств смог своевременно выдать руководству подборку газетных публикаций об истории создания данной структуры. А так как в подборке, присутствовали и материалы региональной прессы документ получился весьма красочный. Естественно все сообщения СМИ были тщательно проверены, путем прямого обзвона соответствующих подразделений Администраций указанных субъектов РФ, а также с использованием личных связей. Оказалось, что первоначально к организации данного фонда имела прямое отношение одна из религиозных конфессий, но через год судя по тому, что упоминания о ней в связке с Фондом больше не повторялись, отношения прекратились. После звонка в данную религиозную организацию выяснилось, что руководительница фонда достаточно нагло и беспардонно присвоила приличную сумму денег, которую церковь пожертвовала на создание приюта для наркоманов. Буквально одновременно опять же прикрываясь “помощью ближнему”, коммерческой фирмой, учрежденной фондом и руководимой все той же не унывающей бизнесвоумен, на льготных условиях в одном из коммерческих банков был взят кредит, якобы на закупку медикаментов, но после получения финансовые ресурсы были благополучно перекачаны за рубеж. Куда вслед за ним с инспекционной поездкой выехала и сама мадам. По последнему факту было возбуждено уголовное дело, к сожалению так и не доведенное до суда. Дальнейшие комментарии по моему излишни. Подход информационных агентств к оплате своих услуг аналогичен, плата взимается только за просмотренные или скачанные документы (под документом понимается отдельная статья, сообщение информагентства, пресс-релиз, аналитический обзор и т.д.). Стоимость документа указана в ссылке на него еще до обращения к полному тексту. 2. Каталоги. Каталоги предоставляют собой еще один удобный вид доступа к данным. Каталоги это рубрикаторы или классификаторы, организующие множества документов в деревья или целые заросли рубрик. Но существует и весьма существенное НО, для эффективного использования каталога пользователю нужно правильно угадать принцип структуризации, который был применен при его создании и который зачастую существует только в головах авторов каталога. Поэтому для компенсации неудобств каталогов (если уж пользователь не знает, на какой ветке дерева "по логике" данного каталога лежит нужная ссылка, то не найдет ее никогда), каталоги в последнее время стали включать и средства поиска. И наоборот - поисковые машины стали снабжаться каталогами; в частности обзавелся своим тематическим каталогом ресурсов ветеран русского Internet "Рамблер". В качестве примера для возможных изысканий можно привести следующие каталоги. Yahoo (www.yahoo.com), “Ay!” (http://www.au.ru), “List.Ru” (http://www.list.ru), “Рамблер” (http://www.rambler.ru), “Лица российских сайтов” (http://www.sites.ru:8000), “Улитка” (http://www.ulitka.ru), “Золотое Кольцо Российского Интернета” (http://www.wwwcatalog.net) При работе с классификаторами следует учитывать, что сайты классифицируются разными каталогами по-разному, это и понятно, так как ИНТЕРНЕТ-пространство в принципе не может быть упорядочено линейно, оно имеет более сложную геомет-рию. Например, ката-лог “Omen.Ru” (http://www.omen.orc.ru) уже на первом уровне структуризации своей коллекции оперирует более чем с 200 рубриками. “Рамблер” в качестве стартовой процедуры поиска информации предлагает 50 рубрик, одна из которых — “Классификаторы” — объе-диняет более 200 каталогов. Сайты обнаруженные в каталогах, от базы данных Федеральной комиссии по ценным бумагам (http://www.fedcom.ru) до регистрационной базы данных по предприятиям Санкт-Петербурга (http://www.infobroker.ru), как мы увидим далее, могут оказаться весьма полезными в дальнейшей работе. Помимо хранилищ общего назначения существует множество специализированных каталогов, помогающих пользователям ориен-тироваться в достаточно узких предметных областях. Ну а для тех кто желает повысить свой профессиональный уровень, познакомиться со свежими новостями, а также пообщаться с коллегами на форуме можно порекомендовать для ознакомления следующие специализированные сайты посвященные вопросам безопасности: электронная версия журнала “БДИ” (http://www.bdi.spb.ru), ИНТЕРНЕТ-газета по безопасности (http://www.oxpaha.ru) сайт по безопасности (http://www.sec.ru) и сайт ().

Petroff: G E N A T S V A L I пишет: автор по крайней мере показывает дорогу - куда дальше думать. Вот поэтому меня текст и заинтересовал. Спасибо за ссылку.

Lila: G E N A T S V A L I , спасибо! всегда такие путевые ресурсы изыскиваешь!

Grif: с одной стороны цифровой носитель это классно: меньше затрат, много книг (информации) в одной фиговине, быстрый поиск и тдтд. с другой - теряется тот кайф, когда ты держишь эту книгу, ты можешь почувствовать энти буквы, этот объем информации (тк цифровой объём это абстракция и его трудно понять). можно, взяв старую книгу, уже потрепанную, много пережитую, почувствовать её магию, её красоту и необыкновенность. А если она ещё и украшена! Это ещё большая ценность. И каждая книга имеет свою обложку, свой характер и свою историю! А если мы захотим кому-нибудь подарить книгу?! Мы начинаем забывать про этот волшебный трепет, когда получаем в подарок книгу... А если она от любимого человека? а если она написана им? не убивайте книги!

author: G E N A T S V A L I пишет: Историк в какой-то мере тоже "шпион" в тылу у времени. Браво!!

Petroff: Вот как надобно искать: http://bujhm.livejournal.com/163920.html?page=2#comments (расширяем кругозор)

G E N A T S V A L I : Книга и компьютер 16.07.2010 18:01 Александр Генис (Нью-Йорк) Колонка самого острого обозревателя "Нью-Йорк таймс" Дэвида Брукса открыла новый раунд дискуссий на уже привычную тему "книга и компьютер". "Разница между ними, - пишет Брукс, - в том, что, открыв книгу, мы вступаем в иерархический мир, на вершине которого расположилась классика, а внизу - пляжное чтиво". Зато в интернете царит равенство, но Брукса оно не радует, ибо оставляет читателя без наставника и делает литературу плоской. Тут-то я и вспомнил первую книгу, научившую нас компьютерному чтению - "Хазарский словарь". Когда мы познакомились, Павич пожаловался, что существует множество способов прочесть "Хазарский словарь", но почти никто ими не пользуется. В первый раз я тоже прочел эту книгу, как все остальные: с первой до последней страницы. Но теперь, четверть века спустя, мне трудно читать "Хазарский словарь" по порядку. Дойдя до первой же ссылки, я иду за ней вглубь книги, возвращаюсь в начало, залезаю на соседнюю нужной страницу, слежу за развитием то одной, то другой темы, постоянно сверяясь с пройденным, и не отстаю от "Словаря", перечитывая его статьи, пока все они не покажутся старыми знакомыми. Как ни странно, такое чтение отнюдь не кажется мне особо хлопотным, потому что и другими, прежними, книгами я часто пользуюсь таким же образом. Читая, я постоянно отрываюсь от степенного чередования страниц ради короткой справки, подробного исторического экскурса, поиска иллюстрации или карты. [пoдчеркнуто Геной] Что же изменилось? Можно, конечно, сказать, что за эти годы мы освоили Павича и немного привыкли к взорванному им литературному ландшафту. Но ведь даже те, кто открывают его книги впервые, намного лучше подготовлены к их чтению. Разгадка - в интернете. Когда Павич писал "Хазарский словарь", у него не было даже компьютера. Он сочинял книгу на карточках, раскладывая их на кровати. Однако именно его проза проложила путь к новому чтению. Оно стало результатом "огугливания" (по выражению В. Гандельсмана) наших мозгов. В оцифрованной вселенной книги теряют переплет, а значит – зависимость от порядка, продиктованного писателем. Сегодня читатель легко перескакивает с пятого на десятое, углубляясь в попутное или постороннее, то расширяя знание об упомянутом предмете, то вообще меняя тему. Сами того не заметив, мы уже привыкли к тому, что на экране текст постоянно ветвится. Когда-то прочитанными страницами мерили время, но для компьютерного чтения это невозможно, потому что оно разворачивается в сугубо индивидуальном ритме, который определяется любознательностью или терпением читателя. Для выросшего с интернетом поколения линейное чтение требует таких же усилий, как для предыдущего – чтение нелинейное. Успешно освоив новые правила, авторы нынешних бестселлеров склеивают книги из начиненных фактами фрагментов, каждый размером в один экран. Именно так, соединяя детектив с Википедией, пишет Дэн Браун. Но в этом нет вины Милорада Павича. Он готовил нас к вершинам, а не болотам компьютерного века. Read more: http://www.svobodanews.ru/content/article/2101590.html#ixzz0u1FPhBS3 Under Creative Commons License: Attribution



полная версия страницы